Всемирному дню прав потребителей в 2024 г.
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, в 2024 году девизом которого станет «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
В последние годы искусственный интеллект (далее — ИИ) стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув во многие сферы жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, ритейла, медицины и промышленности.
Развитие ИИ имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В России разработан Кодекс этики в сфере ИИ — это единая система рекомендательных принципов и правил, предназначенных для создания среды доверенного развития технологий ИИ. Кодекс не определяет этику ИИ, он помогает организовать взаимоотношение людей и компаний в связи с развитием ИИ, носит рекомендательных характер.
Содержание Кодекса базируется на 6 принципах:
— главный приоритет развития технологий ИИ — защита интересов людей;
— необходимость осознания ответственности при создании и использовании ИИ;
— ответственность за последствия применения ИИ всегда лежит на человеке;
— внедрение технологии ИИ там, где это принесёт пользу людям;
— интересы развития технологии ИИ выше интересов конкуренции;
— важна прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.
В рамках проведения мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей в 2024 г. (далее — Всемирный день), основным ставится вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» — давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получать недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
Для обеспечения эффективной защиты потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых ИИ, нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к их регулированию, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей, в т.ч. особое внимание должно быть ориентировано на потребности потребителей из уязвимых категорий.
С учетом тематики Всемирного дня и закрепленных за Роспотребнадзором полномочий по осуществлению функций, связанных с выработкой и реализацией государственной политики в сфере защиты прав потребителей и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, при организации и проведении соответствующих мероприятий в 2024 г. особое внимание необходимо акцентировать на координирующей роли Роспотребнадзора (в лице его территориальных органов) в обеспечении взаимодействия всех участников национальной системы защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях при активном участии общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых ИИ. В них примет участие Роспотребнадзор совместно со всеми участниками национальной системы защиты прав потребителей, к которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления и общественные организации.